Skip links

Особые экономические зоны

Особая экономическая зона (ОЭЗ) представляет собой территорию в Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности, а также могут применяться таможенные процедуры свободных таможенных зон.

Управляющая компания, в зависимости от типа, может быть открытым акционерным обществом, полностью принадлежащим государству, или хозяйственным обществом, созданным с участием такого открытого акционерного общества, либо другим хозяйственным обществом, которое заключило с уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ.

Резидентом ОЭЗ становится индивидуальный предприниматель или коммерческая организация с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.

В зависимости от назначения выделяют ОЭЗ следующих типов:

– промышленно-производственные экономические зоны (ОЭЗ ППТ);

– технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ ТВТ);

– туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ ТРТ);

– портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ).

Почему ОЭЗ – важный элемент экономики, инфраструктуры и инвестиционной работы региона?

– во-первых, это площадки с благоприятными условиями для развития предприятий: налоговые льготы, готовая инфраструктура и «инженерка», плюс управляющая компания, решающая хозяйственные и организационные вопросы.

– во-вторых, льготный налоговый режим и преференции делают ОЭЗ точками инвестиционного роста: здесь удобно начинать бизнес и выгодно его развивать. Средства, высвобождаемые в результате снижения налоговой нагрузки, можно направить на разработку новой продукции, RND, расширение производства и другие проекты. И этим активно пользуются. Инвестиции резидентов всех ОЭЗ за время работы составили 131,5 млрд рублей.

– в- третьих, – и это во многом определяется предыдущим пунктом – ОЭЗ (в первую очередь ТВТ) – место локализации высокотехнологичных компаний, выпускающих соответствующую продукцию: от лекарств до роботов и промышленного оборудования. А это в условиях импортозамещения имеет очень большое значение.

– в-четвертых, резиденты ОЭЗ – налогоплательщики и работодатели.

КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны.

Прогнозная положительная динамика (включая обоснование) роста объемов дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием особой экономической зоны.

Значение инвестиционного мультипликатора, рассчитанного как отношение планируемого объема инвестиций резидентов особой экономической зоны на конец 10-го года реализации проекта к размеру необходимых для создания инфраструктуры особой экономической зоны средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, должно составлять не менее 5.

Наличие инвестиционного проекта или инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические показатели) и потенциального инвестора или потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме (с приложением документов, подтверждающих наличие собственных средств, и (или) средств учредителей (участников), и (или) средств соинвесторов для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов, и (или) документального подтверждения со стороны кредитной организации о готовности предоставить финансирование для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов) готовность реализовать проект (проекты) на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны, с объемом запланированных инвестиций накопленным итогом за 3 года со дня создания особой экономической зоны не менее планируемого объема необходимых для создания ее инфраструктуры средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. В случае если объем запланированных инвестиций накопленным итогом на конец 10-го года составляет от 8 до 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее 5 таких инвестиционных проектов. В случае если объем запланированных инвестиций накопленным итогом на конец 10-го года составляет свыше 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее одного инвестиционного проекта.

В мировой практике особые экономические зоны представляют собой часть обособленной территории с особым преференциальным режимом для осуществления предпринимательской деятельности, включая налоговые, таможенные, финансовые, торговые и административные льготы.

В настоящее время более 5000 ОЭЗ функционирует в более чем 130 государствах мира. Столь большое количество ОЭЗ объясняется важностью решаемых задач: ОЭЗ служат важным инструментом развития территорий и целых отраслей. Многие страны успешно используют инструмент ОЭЗ для достижения приоритетных целей, в том числе диверсификации экономики, развития экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций.

Деятельность ОЭЗ в России регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон № 116-ФЗ).

Особые экономические зоны в России являются масштабным федеральным проектом, направленным на развитие экономики регионов, привлечение прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности и локализацию иностранных производств в условиях обеспечения бизнеса абсолютно новой и современной инфраструктурой. ОЭЗ создаются на 49 лет. Решение об их создании оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Преимуществом ведения бизнеса в ОЭЗ является снижение издержек инвесторов при реализации проектов в среднем на 30%. Конкурентным преимуществом ОЭЗ является особый правовой статус (статус резидента ОЭЗ), позволяющий инвесторам воспользоваться налоговыми, таможенными и социальными преференциями, а также осуществлять строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с привлечением средств федерального и региональных бюджетов. Резиденты ОЭЗ имеют возможность льготной аренды и выкупа земельных участков. Снижение издержек резидентов позволяет ускорить реализацию инвестиционных проектов по созданию новой промышленной, высокотехнологичной продукции.

Мы предлагаем заказчикам услуги по созданию и развитию ОЭЗ под ключ:

  • Технический и юридический аудит территории
  • Разработка предварительной концепции
  • Выполнение маркетингового исследования (определение отраслевой специализации, выявление перспективных ниш для резидентов)
  • Разработка Перспективного плана развития ОЭЗ
  • Разработка Проекта планировки и проекта межевания территории ОЭЗ
  • Подготовка заявки на подачу в Минэкономразвития РФ
  • Разработка бизнес-плана и финансовой модели
  • Проектирование объектов, разработка проектно-сметной документации
  • Консультирование по вопросам государственной поддержки
  • Привлечение инвестиций в создание ОЭЗ